Что мы знаем о культуре древнего Новгорода?Господин Великий Новгород — это особый мир, особая страница русской истории. «Культура древнего Новгорода представляет собой одну из вершин в развитии средневекового искусства» (В.Я.Пропп). Как считают учёные, на высоте было и музыкальное искусство Новгорода, иначе бы бедный гусляр Садко не стал бы героем эпоса. Не скоморох, а настоящий художник! В XII веке появился особый цикл новгородских былин о Садко. Не воин, не богатырь в доспехах, не с мечом в руке, а с гуслями — всё это о Садко. Древнейшей основой былины о Садко считается достоверное известие об историческом лице Сатке Сытинце (или Сотко Сытиниче), упоминаемом в летописи под 1167 годом в качестве строителя церкви св. Бориса и Глеба в Новгородском кремле. «Садко летописи и Садко былин – одно и то же лицо,» — это мнение академика Д.С.Лихачева.
К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к сказочным сюжетам, «бродячим» от одного народа к другому Некоторые историки находят прототипы Садко — гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: они приравнивают морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; есть версии, что прообразом Садко-гусляра мог стать музыкант и певец Вейнемейнен.
В русской мифологии Садко — внук Святогора — хорошо играл на гуслях, поэтому, когда его услышал бог Ильм Озерный, он его вознаградил его за это, сделав его самым богатым в городе.
Существует три сюжета о
Садко: Садко получает богатство, Садко состязается с Новгородом, Садко у
царя Морского. Все три были записаны в 1871 году на Сумозере
от замечательного сказителя А.П.Сорокина. В былинах Садко так мастерски
играл на гуслях, что Царь Морской решил отдать за него любую из своих
дочерей. Так искусство гусляра покорило сердце морского владыки.
А наш фольклорный ансамбль песни и пляски «Русский колорит» подарит вам радость и веселье. Пригласите нас — позовите радость в дом!
Ссылка на материал: https://rus-kolorit.ru/news/sadko/