Вы, конечно, удивитесь, но в России в XVIII и XIX веков уже было своеобразное кино, лучше сказать, маленькое кино! Представьте небольшой ящик, с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса (чем не кинолента!) с наивными изображениями городов, событий и даже великих людей. Этот раёк и был как «маленькое кино». Раёшник (по сути – киномеханик) не только передвигал картинки, но ещё и рассказывал присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.. Картинки — в лубочном стиле, сначала они имели религиозное содержание — отсюда название «раёк», а затем – самые разнообразные темы, даже « про политику». Конечно, с райком выступали на ярмарке в праздничный день, отсюда – и темы.
Раёшный стих — это рифмованная проза комического характера. Содержание стихов раешника нередко принимало социально-пародийный характер. Высмеивались иногда и власть, и баре: «А вот город Париж, как въедешь, так и угоришь, сюда наша русская знать едет денежки мотать, отправляется с золота мешком, а возвращается с палочкой пешком».
Зрители глядят в стекло…И начинается путешествие по городам, по селам, сказкам. Раешник не просто показывал картинки, но и комментировал их, затрагивая животрепещущие проблемы, рассказывал присказки. Он пользовался большой популярностью в народе. Главное в райке было и то, что он включал в себя 3 вида воздействия на публику: изображение, слово и игру.
Раёк вошел в историю фольклорного театра как одно из ярких, самобытных явлений народной художественной культуры. Он просуществовал до конца 19 века и был непременной частью праздничных народных увеселений.