Из грязи – в князи, или как народные песни попали в оперные театры

Русские народные песни были популярны не только среди народа, где они сочинялись. В 19 веке фольклорные мотивы уверенно вошли в классическую музыку, завоевав восхищение интеллигенции и музыкальной элиты.

Михаил Глинка (первый русский композитор, который стал использовать в своих произведениях народные песни и мотивы) говорил, что всю музыку творит народ, а удел композиторов – только обрабатывать и шлифовать уникальные мелодии, родившиеся в коллективном порыве и проверенные временем. Многие композиторы-классики, чьи произведения сейчас исполняются симфоническими оркестрами мирового уровня, обращали свое внимание на народные песни. Они тщательно записывали их, вплетали их мотивы в свои оперы, симфонии и балеты. Только благодаря сборникам этих песен, бережно собираемых композиторами (Балакиревым, Чайковским, Лядовым), нам сейчас известен широкий круг народного репертуара. Михаил Глинка первым догадался добавить народные мотивы в классическую музыку. Его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») снискала оглушительный успех у публики благодаря ариям, которые были написаны на основе фольклорной музыки. Александр Бородин в опере «Князь Игорь» и Александр Римский-Корсаков в опере «Садко» также использовали мелодии, вызывающе душевный отклик у любого слушателя. Чувствовалось в этой музыке, пусть академической, пусть доступной лишь высшим слоям общества – чувствовался в ней надрыв и широта души русской. Композиции Чайковского, в том числе его романсы, написанные на стихи поэтов, не раз принимали за народные песни без авторства.

Так, с помощью настоящих ценителей фольклорных мотивов и знатоков музыкального искусства, русские народные песни перекочевали в классическую музыку. И вы можете приобщиться к прекрасному, пригласив народный ансамбль на праздник, юбилей или свадьбу! Поверьте, наши барыни с дивными голосами убедят вас, что народная музыка достойна исполняться в оперных театрах!