Считается, что гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен, известный в России очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.
В нашей стране важнейшим событием стало приобретение И.Сизовым в 1830 году ручной гармоники на Нижегородской ярмарке, следствием которого явилось открытие гармонной мастерской. В сороковых годах XIX века в Туле появилась первая фабрика Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX века гармоника становится не только символом нового народного музыкального инструмента, но обязательной участницей всех народных празднеств и гуляний. Саратовская гармоника, ливенки, бологоевка – название гармоники часто определялось местом, где ее сделали. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник — черепашек. Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони. Все перечисленные инструменты имели особенность — одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название — тальянки. О них пел золотоволосый поэт России – Сергей Есенин: Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий- И такой родимый, и такой далёкий… Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и «двухзвукорядной», т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки. В настоящее время все перечисленные выше гармошки — большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть «порядковыми» или «непорядковыми». У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). В наше время жива гармонь, она часто является желанной гостьей на празднике и гулянье.
А если вы хотите сделать ваш праздник незабываемым уже в ближайшее время, вы можете заказать ансамбль «Русский колорит», мы исполним для вас любимые мелодии, которые всегда живут в сердце и дарят много радости.